ЦЕЛЬ:
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе обучения: создание условий для полноценного развития личности учащихся, их психологического здоровья, успешного обучения и воспитания; развитие эмоционально – волевой, коммуникативной, познавательной сфер личности ребенка.
ЗАДАЧИ:
1. Осуществление психологической деятельности в тесном контакте с педагогическим коллективом и администрацией школы, родителями учащихся.
2. Проведение психологических занятий с детьми, имеющими психологические отклонения в развитии.
3. Проведение психопрофилактической работы с детьми «группы риска» и их родителями.
4. Содействие формированию адаптивных навыков, умений и механизмов психики учащихся.
5. Содействие педагогам в изучении личности детей с целью коррекции и профилактики психологических отклонений у учащихся.
6. Проведение уроков здоровья с детьми и учителями, используя технологию БОС.
7. Содействие формированию и развитию творческих способностей у младших школьников.
8. Проведение консультативно – просветительской, тренинговой работы с учителями по развитию профессиональных навыков и умений.
9. Проведение психопрофилактической работы и психологических занятий с детьми инвалидами, детьми находящимися на индивидуальном обучении.
10. Проведение диагностической работы с младшими школьниками.
11. Проведение профилактической, консультативной работы с родителями учащихся по вопросам обучения и воспитания.
Психодиагностическая работа – диагностика позволяет обнаружить трудности высокой тревожности, напряжения межличностных отношений, семейного воспитания. Результаты обследования дают основания для дальнейшей коррекции или развития ребенка, об эффективности профилактической или консультативной работы, проведенной с ними.
№ П\П |
Направление работы |
Мероприятия |
|
Срок проведения |
Примечание |
||||||
1. |
Проведение систематических наблюдений за учащимися 1класса |
|
Диагностика адаптации 1 класса |
|
Сентябрь Октябрь
|
Позволит своевременно помочь учащимся в адаптации к школе. |
|||||
2. |
* Первичная и вторичная диагностика мотивации и адаптации учащихся 1; 5 и 10 классов. |
.
|
. Диагностика учащихся «Школьная мотивация». |
|
Октябрь Апрель
|
Определить уровень и причины дезадаптации. Результаты проведенной диагностики позволят своевременно сформировать группы для работы по снижению уровня дезадаптации. |
|||||
3. |
Диагностика уровня школьной тревожности 4- 5 х классах. |
|
Тест Филипса «Школьная тревожность» |
|
Ноябрь |
Выявление уровня личностной тревожности. Результаты проведенной диагностики позволят сформировать группы для занятий на снятие тревожности, повышение самооценки. |
|||||
4. |
Сбор материала для медико-педагогической комиссии.
|
|
- Беседа с учителями, родителями - Обследование детей, рекомендуемых на комиссию - Оформление документов для медико-педагогической комиссии. |
|
Январь |
Помощь детям, имеющим трудности в усвоении общеобразовательных программ.
|
|||||
6. |
Диагностика эмоциональной и познавательной сферы детей группы риска. |
.
|
. Диагностика учащихся «Карта интересов учащихся». «Как я чувствую себя в школе». |
|
Сентябрь – октябрь |
Результаты диагностики позволяют своевременно помочь учащимся в коррекции недостатков развития эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, познавательных процессов. Разработка коррекционно – развивающей работы. |
|||||
7 |
Диагностика познавательной и эмоционально – волевой сферы учащихся в ТСЖ |
|
Диагностика учащихся Темперамент» |
|
В течение года |
Оказание помощи в коррекции и развитии трудностей обучения и воспитания |
|||||
8. |
* Составление социально - психологического портрета 4 класса.
|
|
По результатам наблюдения, собеседования с учителями, посещения уроков, диагностики готовности перехода в среднее звено. |
|
Апрель – Май |
Проследить динамику роста подготовленности учащихся к переходу в среднее звено.
|
|||||
9. |
Диагностика учащихся 9-11кл.по поДготовке к ЕГЭ по специально Разработанному плану |
|
|
|
Ноябрь -МАЙ |
Улучшить состояние уч-ся и их результаты |
|||||
Психокоррекционная и профилактическая работа - обеспечение полноценного личностного и интеллектуального развития ребенка. Занятия (упражнения тренинги, беседы и другие виды психокоррекционной работы) с детьми. Работа с родителями детей, нуждающихся в коррекции и развитии психических процессов.
|
|||||||||||
1. |
Работа с первоклассниками по профилактике и коррекции дезадаптации. |
|
Тест «Нарисуй школу» Психологические занятия
|
|
Сентябрь – Декабрь |
Помощь в адаптации первоклассникам. |
|||||
2. |
Тренинг коррекции эмоционально – волевой сферы (агрессия, тревожность) в 4-х классах |
|
- Результаты наблюдений и диагностики - Согласие учащихся - 1 раза в неделю |
|
Март – Апрель |
Коррекция эмоционально – личностной сферы детей, развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.
|
|||||
3. |
Психологические занятия с 4 - классом по развитию творческих способностей |
|
-1 раз в неделю - Договоренность с классным руководителем - Написание планов занятий. |
|
Ноябрь- Апрель |
Развитие творческих способностей, повышение успешности в обучении. |
|||||
4. |
Психологические занятия в 5 классе «Я учусь учиться» по развитию познавательных способностей, навыков общения и сотрудничества |
|
- групповая работа с классов - по договоренности с Кл. рукодителем.
|
|
В течение года |
Развитие познавательных процесоов, навыков общения и сотрудничества |
|||||
5. |
Работа с детьми группы риска по программе «Дети группы риска» |
|
- составление плана работы; - создание коррекционно – развивающих групп по смежным проблемам развития личности |
|
В течение года |
Оказание психологической помощи детям группы риска |
|||||
Психологическое просвещение и консультирование – повышение психологической культуры лиц, принимающих участие в воспитательном процессе. Консультирование родителей по вопросам воспитания детей, создание благоприятного семейного климата. Совместно с воспитателями разработка форм и методов воспитательной работы по коррекции процесса воспитания и обучения детей. |
|||||||||||
1. |
Классный час у учащихся 5 классов «Вирус сквернословия» |
|
- анкета «Сквернословие в моей жизни» - беседа |
|
Октябрь |
Формирование знаний о вреде сквернословия и его последствиях |
|||||
2 |
Классный час у учащихся 4 классов «Как сказать нет» |
|
- беседа |
|
Ноябрь |
Профилактика злоупотребления ПАВ |
|||||
3. |
Классный час у учащихся 1 классов «Учимся говорить правду» |
|
- урок – беседа |
|
Февраль |
Профилактика правонарушений |
|||||
4. |
Классный час у учащихся 1 – 3 классах «Что такое воровство» |
|
- опрос «воровал ли ты хоть раз в жизни, как отучиться воровать» |
|
Март |
Профилактика воровства.
|
|||||
5. |
Собеседование с будущими первоклассниками и их родителями. |
|
- Тестирование детей на готовность к школе по запросу родителей - Заполнение родителями анкет. |
|
Март |
Представление об уровне готовности детей к обучению. |
|||||
6. |
Подбор и подготовка диагностического материала, диагностика уровня готовности выпускников к обучению в других учебных заведениях |
|
Оформление таблиц, графиков, выводов. |
|
Март
|
Результаты предоставить на семинар, выявить возможные пути коррекции, помощь учителям школы в обучении детей с трудностями.
|
|||||
|
|||||||||||
Методическая работа
|
|||||||||||
1. |
Написание аналитического отчета о работе за 2016-2017учебный |
|
Предоставить районному психологу |
|
Май - Июнь
|
|
|
||||
2. |
Написание примерного плана работы на следующий учебный год. |
|
|
|
Май-Июнь |
|
|
||||
3. |
Оформление кабинета педагога-психолога |
|
.
|
|
В течении учебного года |
|
|
||||
4 |
Обновление методической копилки |
|
|
|
В течении учебного года |
|
Самосовершенствование, пополнение методической копилки. |
||||
5 |
Работа с документацией.
|
|
|
|
В течении учебного года |
|
Своевременное ведение документации. |
||||
Работа с пед.коллективом |
|||||||||||
1. |
«Профилактика стресса» Тренинговое занятие для учителей |
|
- результаты диагностики - групповая работа |
|
Октябрь |
Профилактика стрессовых состояний учителей |
|||||
2. |
Консультация для педагогов 1-х классов на тему: «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения у учащихся первых класссов».
|
|
Подбор и раздача памяток для учителей. |
|
Сентябрь |
Сотрудничество с учителями, помощь в адаптации 1-м классам к новым условиям обучения |
|||||
3. |
Педагогические приемы создания ситуации успеха – пед. – совет |
|
|
|
Ноябрь |
Формирование знаний и умений создания ситуации успеха у учащихся. |
|||||
4. |
Вундеркинды. Развитие одаренности. Семинар - практикум |
- выступление заместителя по учебной работе - практические приемы и задания |
|
Март |
Формирование знаний об особенностях одаренных детей. Оказание помощи в развитии их способностей. |
||||||
5. |
Проведение психолого-педагогического консилиума по вопросам готовности выпускников начальной школы к обучению в средней школе.
|
|
С участием педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, классных руководителей |
|
Апрель |
Представление на 4-е классы психологических карт, характеристик. |
|||||
6. |
Участие в межведомственном консилиуме по вопросам работы с неблагополучными семьями стоящими на учете |
|
- заполнение индивидуальных реабилитационных программ - 1 раз в квартал |
В течение года |
Содействие в оказании психологической помощи неблагополучным детям. Защита прав детства. |
Работа с родителями
1. |
Проведение занятий в «Семейной гостиной» во 5 классах |
|
- родители и дети |
|
Сентябрь |
Коррекция детско – родительских отношений. Профилактика конфликтов в семье. Обучение навыкам эффективного взаимоотношения |
2. |
Проведение занятий в «Семейной гостиной» по теме «взаимодействие семьи и школы.» 1 класс |
|
- Родители и дети - чаепитие |
|
1 раз в 2 месяца |
Коррекция детско – родительских отношений. Профилактика конфликтов в семье. Обучение навыкам эффективного взаимоотношения |
3. |
Проведение родительских собраний |
|
- По приглашению классных руководителей. – Тему выбирают классные руководители.
|
|
В течение года |
Профилактическая и консультативная помощь родителям в вопросах воспитания и обучения детей. |
4. |
Проведение родительских собраний в первых классах на тему: «Адаптация первоклассников к школе». |
|
Предоставление данных по диагностики адаптации к школе. Подбор рекомендаций для родителей. |
|
Октябрь |
Дать рекомендации позволяющие дома помочь детям легче адаптироваться к школе.
|
5. |
Проведение родительских о проблемах подготовки детей к ЕГЭ |
|
Доклад на тему: «Как подготовить ребенка к экзаменам»; литература и некоторые рекомендации на развитие личностной, физической, волевой, интеллектуальной сфер ребенка.
|
|
Февраль-май |
помощь в проблемах готовности детей к государственной итоговой аттестации |